Еще недавно я была обычной жительницей мегаполиса, частью, да просто крупицей этого большого, шумного, многообразного общества, где каждый считает себя индивидуальностью и яркой личностью, кем-то исключительным и важным.
Сейчас сложно дать оценку тому, какой я была до прихода в религиозную практику, ведь всегда сложно оценивать себя объективно. Наверное, я была более легкомысленной, приземленной, ведомой, во мне было больше пустоты и страхов. А если верить словам окружающих, которые наблюдали за всеми изменениями в моей жизни, то с приходом в религию я стала более спокойной и умиротворенной.
Моя жизнь «до»
Я получила высшее образование на журфаке МГУ имени М. В. Ломоносова, строила карьеру в области PR в таких сферах, как шоу-бизнес, ресторанный бизнес, мода и бьюти-индустрия… Множество факторов сложились в то, что темой моей дипломной работы стала «Борьба с искусственно созданной исламофобией в российских СМИ». Хотя тогда я была очень далека от ислама и вообще от любой религиозной практики, но я очень четко осознавала, что манипуляции массовым сознанием по отношению к верующим людям очень сомнительны и в основе своей несправедливы. Наверное, это и была некая точка отсчета — я погрузилась в теорию, получила какие-то минимальные знания по религиоведению, и они «варились» внутри меня еще несколько лет.
Я всегда интересовалась глубинным смыслом человеческой жизни, у меня были периоды и полного отрицания религии, и моменты повышенного к ней интереса. Я читала много литературы по религиозной философии, а в какой-то момент увлеклась изучением квантовой физики (конечно, в облегченном, научно-популярном ее формате), и эта наука необъяснимым образом помогла мне сложить все мысли относительно религиозных аспектов в единую и внятную картину.
При этом моя семья никогда не была практикующей религию, хоть и верующей. У нас все сводилось, как и во многих других семьях советского периода, к соблюдению ритуалов — мы пекли куличи на Пасху, устраивали застолье на Рождество...
Благодаря воспитанию, данному мне родными, образ жизни, который практикуется в исламе, с самого начала был для меня простым и естественным, за исключением каких-то принципиально новых моментов. Сейчас я к ним полностью привыкла и не мыслю себя без них — без ежедневных молитв Всевышнему, без соблюдения поста и так далее.
Существует распространенный стереотип, что ислам — это бесконечные ограничения и рамки. Это не так, хотя, наверное, человеку со стороны сложно это понять. Ислам — это свобода, абсолютно позитивное принятие всего, что происходит вокруг и внутри в душе, это строгая дисциплина, но она легкая во всех своих проявлениях! У меня есть одна из любимых литературных цитат, которая отражает мое восприятие ислама: «Иметь веру — это почти то же самое, что иметь крылья» (Джеймс Барри, «Питер Пэн»). До обретения ислама я просто жила без крыльев.
Конечно, так или иначе мы все постигаем какую-то религию, учение, философию через людей, которые являются носителями. На моем пути встречались удивительные девушки-мусульманки: с поразительным внутренним светом, умиротворенные, мудрые, с неописуемой энергетикой любви и добра. Изучение теории ислама и наблюдение за мусульманами, оказавшимися в моем близком окружении, дало мне ответы на все вопросы, которые меня волновали и беспокоили. Подчеркну, что меня никто не агитировал и открыто не призывал перейти в ислам. Его принятие происходило поэтапно и очень мягко. Все знания сначала пришли в мою голову и только потом «спустились» в сердце.
Моя жизнь «после»
Сам момент принятия окончательного решения о переходе в ислам был неуловимым. Оно возникло как внутренняя жажда. Когда мы хотим пить, мы не осознаем это желание и тем более не разделяем его. «Скоро я захочу пить, надо это обдумать», — ну не забавно ли? Точно так же мы не можем запланировать, например, влюбленность.
Яркая и четкая мысль, которую можно сформулировать как «Да, я принимаю ислам», пришла ко мне внезапно, при этом были и еле заметные физические ощущения — мурашки по коже и бессонница, но лишенная тревожности. И уже после началось настоящее волшебство: бабочки в животе, крылья за спиной, чувство всеобъемлющего счастья, любви и благодарности.
Ведь если близкий человек ни с того ни с сего, на ровном месте меняется и внешне, и внутренне, становится во многом непонятным и незнакомым, сложно ожидать позитивной реакции.
Это касается не только прихода в религиозную практику. Мне, например, психологически сложно смириться даже с новой стрижкой сестры или новым цветом волос подруги. Но в моем случае касательно веры все произошло плавно и мягко, никакого неприятия «новой меня» у родителей и друзей не появилось. Конечно, какие-то моменты нужно было объяснить, растолковать. Но ведь в результате моя жизнь изменилась к лучшему, и они это поняли.
Кстати, никакой церемонии принятия ислама у меня не было. На самом деле отсутствие всего лишнего, напускного, ненужного меня и покорило в исламе, когда я только изучала эту религию. Обычно под церемонией перехода в ислам подразумевают произнесение шахады — то есть свидетельства о том, что человек признает Единобожие и Мухаммада как Посланника Всевышнего. Ехать при этом в мечеть к имаму и брать с собой свидетелей совершенно не обязательно. Можно произнести эти слова перед миллионом свидетелей в сотнях мечетей, но если они не исходят из сердца, то в них нет смысла. Это осознание — только между тобой и Всевышним. И у шахады нет никакой ценности и значения, если продолжать жить как раньше, те не выполнять обязательств мусульманина: не молиться, не соблюдать пост, не выплачивать милостыню, не совершать паломничество, не соответствовать или хотя бы не стремиться соответствовать высоком моральным нормам жизни в исламе.
Ислам — это не шведский стол в ресторане, где мы можем выбрать то, что нам хочется сегодня и не захочется завтра. Ислам — это целая система, и первостепенно в ней важен ежедневный намаз (молитва, — прим. Woman.ru). До того, как я начала читать его строго пять раз в день, я очень долго изучала ислам, интересовалась им, четко осознавала божественное происхождение Корана. Но пока я не читала намаз — я не являлась мусульманкой. Согласитесь, было бы странно утверждать, что ты вегетарианец только потому, что ты полностью разделяешь убеждения вегетарианцев и принимаешь их ценности, но при этом продолжаешь есть мясо. Так не бывает. Если ты вегетарианец — то ты вообще не ешь мясо, верно? То же самое и с исламом.
После произнесения шахады, то есть окончательного принятия ислама, совершенно необязательно брать второе имя или менять родное, если оно не несет никакого негативного смысла (например, имена с переводом типа «воинственный», «разрушающий» или имена из древнегреческой мифологии).
Выбирала я его по значению и красоте звучания — с персидского это имя переводится как «мягкая». Окружающие зовут меня так, как им больше нравится — иногда даже обоими именами сразу, Наталья Нармин.
В исламе нет деления на этнических мусульман или людей, пришедших в религию, нет деления на нации и народности, поэтому вопросов о принятии или непринятии друг друга, какой-то вражды в отношениях между мусульманами не существует.
Мой брак
Я замужем уже четыре года, хотя иногда, как говорится, я путаюсь в показаниях, ведь мы с супругом не отмечаем годовщины свадьбы. Да и наш скромный никах (религиозное бракосочетание, — прим. Woman.ru) не сопровождался никакими празднованиями и торжествами, нам казалось это абсолютно лишним. Я по-прежнему считаю, что нет никакого смысла в каком-то особенном празднике по поводу соединения двух личностей в одну «ячейку общества», если на следующий день он заканчивается. Счастье в каждой семье — это что-то очень личное и непередаваемое, и как раз оно и является самым настоящим праздником, который сопровождает двух любящих людей всю жизнь, вне зависимости от дат на календаре.
Вопреки распространенным заблуждениям, замужество в исламе не запирает девушку в четырех стенах и не делает из нее вечную домохозяйку. Любовь в исламе совершенна, она дает возможность развития и роста обоим супругам. На самом деле только в браке, в семье искренне верующие находят утешение, радость, спокойствие и благодать.
Любовь через призму веры абсолютно не лишена романтики, что иллюстрирует один из хадисов (преданий о словах и действиях пророка Мухаммада, — прим. Woman.ru): «Когда муж и жена смотрят друг на друга с любовью и нежностью, тогда Всевышний смотрит на них с милостью. И когда муж берет жену за руку, их грехи падают сквозь пальцы».
Ислам помог мне верно расставить приоритеты и объяснил, что любовь — это нечто реальное и безупречное, а источником ее является душа. Я убеждена, что она не меняется в зависимости от количества денег, например, или каких-то трансформаций внешности. Поэтому для меня в отношениях в первую очередь важно внутреннее «наполнение» человека. Все остальное уже второстепенно. Деньги, карьерный успех, здоровье, ослепительная красота, хорошее настроение — все это может и неожиданно исчезнуть, и внезапно появиться...
Мой стиль
Приняв ислам, я полностью приняла и тот факт, что у мусульманок есть определенные каноны, которые необходимо соблюдать во внешнем виде. Но я осознала, что это не ограничения, а скорее руководство к верному выбору. Мой внешний вид — отражение моей внутренней жизни, принципов и взглядов, это мировоззрение.
Ношение хиджаба является одной из обязанностей мусульманки в религиозной практике. Да, это одежда, которая не украшает женщину, скрывает ее формы и не привлекает внимания. Сейчас мне кажется, что это естественный и самый правильный выбор для каждой девушки. Но, конечно, я понимаю, что многие со мной не согласятся. Дело в том, что мусульманка осознает свою ценность как личности и уважает свою женственность, поэтому у нее нет потребности постоянно доказывать свою привлекательность посторонним людям с помощью яркой одежды и демонстрации своей фигуры.
Ведь что такое «стильный»? Это «выдержанный в определенном (как правило, в привлекательном) стиле». Привлекательный по чьему мнению? По мнению общества, верно? Но восприятие стиля или моды очень относительно, индивидуально и, следовательно, навязано разными людьми друг другу. Для меня большой вопрос, что в данном случае является ограничением — модные тенденции и стиль определенной эпохи или стремление женщины выглядеть аккуратно и скромно.
Вообще мусульманки — это миллионы женщин. Их принадлежность к исламу не говорит о том, что их можно объединить по каким-то внешним признакам. На стиль той или иной мусульманки влияет регион, в котором она живет, ее личное восприятие веры, глубина ее погружения в религиозную практику... Множество факторов. Например, мы легко можем встретить в компании мусульманок, которые будут одеты в хиджабы, девушку в джинсах и футболке. Мы не имеем права сказать, что она не мусульманка, если она читает пятикратный намаз, если она соблюдает обязательный пост, выплачивает закят (обязательный налог в пользу бедных, — прим. Woman.ru) и так далее. Она неполноценно практикующая мусульманка, но это ее личная ответственность.
Подводя итог своей истории, я могу уверенно сказать, что ислам полностью изменил мою жизнь. Эта вера научила меня осознанности — умению быть «здесь и сейчас» — и осознавать каждую минуту как самую важную и ценную. Я перестала наивно полагать, что все в жизни должно быть идеально и именно таким, как я запланировала. Сейчас я понимаю, что все трудности и огорчения являются лишь частью жизни, подарками и уроками, благодаря которым мы растем и становимся лучше. Что бы ни происходило, я уверена, что Творец приготовил для меня самый лучший вариант развития событий: не только то, чего я сама себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.